Развитие детей идет через освоение системы двигательных координаций и подвижно-игровую деятельность. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс.
Для получения максимального положительного результата от занятий необходимо соблюдать следующие условия:
Задачи и специфика детских физкультурных - оздоровительных занятий для детей с двигательными нарушениями
Несмотря на крайнее разнообразие патологий в двигательной сфере у детей, выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.
В чем суть методики?
АВА-терапия - что это такое? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название - модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится - не будет.
Что дает модификация поведения?
АВА-терапия для аутистов - это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.
Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению.
Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.
Ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии. Основаны эти способы на принципах прикладного поведенческого анализа.
Как это работает?
При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.
Первый этап: начинаем с простого
Одним из упражнений программы является "Язык-понимание". Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.
Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.
Второй этап: закрепляем материал
После того как ребенок хорошо освоит второе задание - "кивни головой", упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: "кивни головой" - "подними руку", "подними руку" - "подними руку" - "кивни головой" и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.
Третий этап: обобщаем и закрепляем
На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов ("возьми", "дай", "иди сюда" и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).
Четвертый этап: завершающий этап
В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание "закрой дверь", показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.
От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка?
Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом "аутизм" АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-терапия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.
Преимущества данной методики
Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.
Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике.
АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь.
Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.
Возможные трудности
Мотивация детей с диагнозом "аутизм" несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция - раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.
Логопедическая коррекция
Занятия с логопедом проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в течении 35-40 минут, с рекомендуемой периодичностью 2-3 раза в неделю.
Направления работы:
В ходе развития речи используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Стимулируется развитие речи: активизация звукоподражания, пальчиковые игры со звукоподражанием, соотнесение игрушки со звукоподражанием, соотнесение действия со словом, имитация действий в соответствии со звучащим текстом.
Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки произвольного произнесения слогов, облегченных слов.
Применяется дыхательная и голосовая гимнастика. Используется логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.
Коррекционно-логопедическая работа строится исходя из структуры дефекта и с использованием сохранных функций.
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
Важно:
Какие случаи речевых нарушений вообще не поддаются коррекции?
Таких случаев не бывает. Логопед всегда работает не только с ребенком, но и с родителями. Выстраивается определенный треугольник взаимосвязи: логопед-ребенок-родитель. Если такая работа налажена, то результат от занятий будет всегда, несмотря на уровень сложности речевого нарушения. При любом речевом нарушении можно достичь определённых успехов избавиться от него вовсе, вопрос только в том, сколько времени и сил это займет!
Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, психологические тренинги, игровая терапия, совместная игровая деятельность, театрализация, рисование, элементы музыкотерапии и водно-песочной терапии, др.
Консультирование родителей по индивидуальным и возрастным особенностям личности ребенка:
Вы сможете поделиться своими переживаниями, тревогами, наблюдениями за ребенком. Вместе со специалистом вы определите круг задач, требующих решения. Консультирование поможет получить более ясный взгляд на проблему и определит пути выхода из нее.
Психологическая мастерская для детей "Цветотерапия" (лечебное действие цвета в условиях терапии и творчества: снижение психического напряжения, регуляция эмоционального фона, обучение техникам безопасного и социально приемлемого эмоциональное отреагирования и самовыражения).
Родителям обязательно одевать детей в "специальную" (не нарядную) одежду, которую можно испачкать красками.
Психологическая мастерская для детей по развитию креативности (способность мыслить вне рамок, творческое мышление, воображение, формирование модели поведения, позволяющего продуктивно действовать в ситуациях неопределенности)
Занятия по развитию школьно-значимых психологических функций (развитие: эмоционально-волевой и познавательной сфер, коммуникативных навыков, а так же приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования).
Цель занятий - формирование личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе, "внутренней позиции школьника" (понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желания учиться, интереса к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников).
Педагогическая коррекция
Педагогическая коррекция носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие способностей к обучению, ориентации, самообслуживанию и трудовой деятельности. Большое внимание уделяется формированию элементарных математических навыков, развитию речи, представлений об окружающем мире, обучение инструкциям и универсальным учебным действиям, обучение работе в группе.
Основные средства коррекции: индивидуальные и групповые занятия, игры, упражнения, арттерапия, продуктивная деятельность, элементы сенсотерапии и песочной терапии.
Важное внимание уделяется подготовке к школе, развитию графототорных навыков, продуктивной деятельности, дополнительным занятиям по школьным дисциплинам, подготовке к ЕГЭ и ГИА.
На коррекционно-развивающих занятиях также решаются следующие задачи:
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, параллельно развиваются познавательные способности. Каждая новая ступень развития предполагает более точные тонкие движения рук и пальцев.
Дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Педагог-дефектолог проводит первичные консультации, индивидуальные занятия длительностью 35-40 минут по 2-3 раза в неделю.
Коррекционная работа с детьми с диагнозом:
Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Трудности, с которыми Вы можете обратится к нашему дефектологу:
Задачи, которые ставятся на занятиях у нашего дефектолога:
Коррекционно-развивающие занятия с детьми-дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности:
 Занятия с младшими школьниками, имеющими особые образовательные потребности: